Как открыть собственную аптеку: шаги на пути к успеху

Открытие своей аптеки с нуля – технически не сложно, для этого достаточно обратиться за помощью в онлайн-сервис "МедИнфо24". Но как открыть прибыльную аптеку (аптечный пункт)? Это наиважнейший вопрос для любого предпринимателя, поэтому мы постараемся раскрыть его в этой статье.

И начнем мы с самого главного:

1. Три золотых правила маркетинга аптеки: место, место и еще раз место!

Трафик - ключевой термин для определения месторасположения аптеки, это количество проходящих вблизи от входа в аптеку прохожих в единицу времени.

Наиболее высокий трафик можно наблюдать в районе перекрестков, остановок транспорта, выходов из метро, торговых центров, вблизи якорных арендаторов (крупные продуктовые магазины, банки).

Высоким трафиком считается проходимость не менее 400 человек в час. В идеале нужно провести наблюдение с 10 утра до 20 часов вечера, но это сделать практически очень сложно, поэтому рекомендуется делать два замера по 1 часу с 11 до12 часов и с 17 до 18 часов. Высчитываем средний показатель = кол-во прохожих за два часа делим на 2.

В спальных районах, где нет высокого проходящего трафика, расчет ведется по количеству живущих в нем людей. В радиусе 500 метров считается количество жилых домов с квартирами. В среднем в одной квартире проживает 2 человека. Из этих параметров высчитываем общее количество проживающих людей, он должно быть не менее 2500 человек.

Если в исследуемых местах находятся другие аптеки, то крайне необходимо изучить своего конкурента от "ног до пят". Акцентируем внимание на: удобство расположения, как давно работает аптека, привлекательность вывески, удобство входа, площадь помещения, ассортимент (ширина, глубина), цены, сервис обслуживания и конечно же количество  посетителей. Для того чтобы примерно рассчитать товарооборот аптеки приобретите что-нибудь недорогое в конце рабочего дня и попросите чек, в большинстве случаев на нем указывается порядковый номер за смену (день), смело умножайте это количество на средний чек, примерно 200-250руб и получите примерную выручку в день. При расчете товарооборота учитывайте выходной день, обычно выручка сокращается на 30%.

2. Расчет товарооборота.

Для расчета товарооборота используется формула:

ТО (месячный) = Тр (чел/час) х Кп (посещаемость) х Кк (%купивших) х Сч х 11 часов х 30 (дн)

где ТО - товарооборот аптеки (аптечного пункта)

Тр (чел/час) - трафик

Кк (% купивших) - посетители купившие что-то в аптеке. Обычно берется коэффициент 0,9.

Сч - средний чек. Обычно берется средний показатель 200-250 руб. В аптеках с закрытой формой выкладки он ниже, у открытой на 30-40% выше.

Если в близи предполагаемой аптеки ноходяться конкуренты, то добавьте еще один понижающий коэффициент в формулу = 0,5 (если конкурент сильный и дверь находиться рядом с вашей; 0,8 (конкурент 5 мину ходьбы.

3 Выбор модели аптеки. Здесь возможны два варианта: премиальная аптека либо дискаунтер. Последний потребует больших вложений, и открывать такое учреждение лучше в каком-нибудь спальном районе. Премиум быстро окупит себя в центре. Не стоит забывать и о возможности устройства торгового уголка в супермаркете.

4. Выбор формы торговли: открытая или закрытая (менее перспективная). Следует учитывать площадь арендуемого помещения. Закрытая аптека должна быть около шестидесяти квадратных метров, а открытая – еще больше. Чем просторнее зал, тем больше придется вложить на покупку торгового оборудования и его обслуживание.

5. Аренда площади. При желании помещение под аптеку можно выкупить, но стоит такой шаг огромных денег. Конечно, впоследствии зал можно будет перепродать, но есть ли смысл заниматься всей этой волокитой? Заключив договор сроком на пять лет (меньше просто бессмысленно, так как вложенные деньги еще не окупятся), можно спокойно начинать торговлю. Крайне важно, чтобы документы (аптека обычно предполагает подготовку многих бумаг) были составлены правильно и заверены соответствующими инстанциями.

6. Ремонт арендованного помещения, его обустройство. Если со зданием все в порядке или ранее в нем тоже находилась аптека, то данный этап можно пропустить. Однако, как показывает практика, вкладывать деньги в отделочные работы и переоборудование залов потенциальным владельцам собственных аптек все-таки приходится. Дело в том, что к учреждениям данного типа предъявляются довольно серьезные требования. Если изучить нормативные документы – для аптеки они свои – станет понятно, что законодательство нацелено защищать права потребителей и жестко наказывает тех, кто безответственно подходит к вопросу реализации лекарственных средств и медицинского оборудования.

При проведении ремонтных работ следует обратиться к компетентным специалистам. Опытные дизайнеры помогут сделать пространство комфортным и для фармацевтов, и для посетителей. При этом все зоны будут максимально задействованы и полноценно обставлены.

7. Покупка мебели, оборудования, кассовых аппаратов (их нужно зарегистрировать), холодильников, оргтехники и систем поддержания требуемой влажности и температуры воздуха. На данном этапе сэкономить не получится: от качества и надежности приобретенных изделий напрямую зависит, будет ли старт аптечного бизнеса успешным и продуктивным (и будет ли он вообще!). Вся мебель должна быть качественной, как и холодильники. Без последних вообще невозможно получить лицензию, ведь многие лекарственные препараты должны храниться именно при низкой температуре.

8. Выбор оптимальной системы электронного учета. Если работа центра автоматизирована, владельцу не приходится тратить уйму времени на постоянные проверки. При этом определение таких операционных показателей, как трудовые часы, затраты, занятость сотрудников, наличие конкретных средств, спрос на лекарства и других, осуществляется с максимальной скоростью. Если ведутся в основном рукописные журналы, аптека работает намного медленнее.

9. Подбор персонала. Фармацевт должен быть не только вежливым ответственным и грамотным, но и иметь право осуществлять отпуск лекарственных препаратов. Руководить аптекой может только человек с соответствующим образованием - провизор или фармацевт.

10. Получение лицензии. Обычно на оформление документации уходит больше месяца (точные сроки зависят от региона). Конечно, бумажная волокита, предшествующая получению допуска к торговле лекарствами, довольно хлопотная (приходится учитывать многочисленные нормы и квалификацию сотрудников, получить разрешения в Роспотребнадзоре), зато результат оправдывает себя.

 

11. Подписание договоров с поставщиками. Очень важно наладить грамотную и экономически выгодную торговую сеть. Обычно начинать сотрудничество приходится сразу с несколькими дистрибьюторами (это гарантирует бесперебойное поступление лекарств), но подписывать договора стоит лишь с проверенными бизнесменами и компаниями. Как вариант – можно скооперироваться с иными одиночными аптеками, которые находятся неподалеку, тогда можно добиться существенных скидок.

12. Старт бизнеса. Открывать аптеку лучше всего в начале сентября (когда потребность общества в лекарствах возрастает), так обрести финансовое равновесие будет гораздо проще. В летнее время продажи падают на двадцать-двадцать пять процентов, а это чревато серьезными разочарованиями для неопытных бизнесменов.

Выходит, открыть аптеку можно за два-три месяца, но окупить вложенные деньги – не ранее, чем через два года. Семьдесят процентов успеха зависят в данной ситуации от расположения объекта, двадцать – от обслуживающего персонала, пять – от конкурирующих предприятий, расположенных поблизости, еще пять – от ценовой политики, пиар-компании и умений руководства. Главное, не поддаваться трудностям и смело следовать поставленным целям.

Комментарии (0)

Добавить комментарий