Аптеки – дискаунтеры. Понятие, специфика, перспектива

Для начала уточним термин "дискаунтер". Последнее время этот термин в аптечном бизнесе был в некоторой степени обесценен: есть аптеки которые делают себе рекламу, заявляя о том, что они "дискаунтеры", при этом всем, их уровень цены основного ассортимента мало чем отличался от среднерыночного уровня.

Сущность стратегии  дискаунтера – значительно (примерно на 10%-20%) ниже уровень цен в сравнении со среднегородским уровнем, за счет экономии на тех факторах, которые не являются важными для клиентов чувствительных к цене (упрощённая выкладка товаров, месторасположение, обслуживание, интерьер).

"Дискаунтер" – это значительно ниже уровень цены (около 10%-20%), нежели в обычных аптеках. К тому же, если уровень цены дорогих товаров является критически важным для целевой аудитории, то для среднего ценового сегмента уровень стоимостного выражения в аптеках – дискаунтерах может быть лишь ненамного (примерно на 5%-10%) ниже среднегородского уровня.

Если пренебрегать нелегальными методами (не платить налоги, продавать фальцифицированый товар), свойственное дискаунтерам значительное снижение наценок относительно к  среднегородскому уровню будет невозможным  без подключения существенной экономии затрат.

С опыта видно, что грамотное и жесткое управление затратами дает возможность  снизить уровень цены на 10%-20%(и более) сравнительно со среднегородским уровнем в основном с помощью таких направлений :

  • - минимизировать площадь помещения и издержки на его содержание (использовать прилавочный формат, размещение в малопроходимом месте), витринное оборудование;
  • - минимизировать  численность персонала и сократить уровень заработной платы в силу ограниченного сервиса: приемлеть значительные очереди, ограничить консультации путем подбора синонимов/аналогов;
  • - сократить постоянно поддерживающий ассортимент: работать с более "ходовым" товаром, делать акцент на дорогие препараты.

Также не надо  забывать, что для эффективной модели дискаунтера нужно владеть большим количеством клиентов – как минимум надо охватить хоть несколько больших районов города. Из этого вытекает, что аптека-дискаунтер :

  • - обязана располагаться в месте с неплохой транспортной развязкой;
  • - постоянно проводить рекламу направленную на целевую аудиторию;

Несмотря на то, что настоящие аптечные дискаунтеры развиты еще слабо, но  в ближайшем будущем имеют большие возможности. Есть так же и ограничения этого типа направления:

  • - большая доля покупателей за счет характера покупок (эпизодические и сравнительно небольших размеров) больше ориентируются на удобство размещения аптеки, обслуживание, широкий выбор товара, нежели на низкую цену. Всего лишь у 1/3 покупателей модель дискаунтера вызвала интерес;
  • - рядовые аптеки незаметно расширяют элементы модели дискаунтинга дорогими товарами;
  • - из-за более высшего потенциала экономии в области дистанционной торговли, происходит передвижение операций дискаунтеров в эту область.
В долгосрочной перспективе скорее всего дискаунтеров ждет сокращение: за счет развития лекарственного страхования и введения высокоэффективных фармаэкономических стандартов значительно снизится покупка лекарств за счет личных денежных средств покупателей.

Комментарии (2)

Добавить комментарий
  • владимир
    11 марта 2017 г., 20:01:17

    аптеки дискаунтеры

    с такой наценкой не сможет выжить ни одна аптека. это или ворованные лекарства или люди имеют большой финансовый запас. вопрос к прокуратуре.? политика ясна, выжить аптеки с рынка, а затем поднять цены
  • Мария
    27 марта 2017 г., 16:17:09

    ну если учесть ,что в аптеке наценка всего 20% , а дискаунтер торгует по закурочным ценам и ниже, УФМС молчит , значит все дело в шляпе!