Ассортиментная политика "спальных и "проходимых" аптек

В сфере городского аптечного рынка около 90% аптек, от общего их количества на рынке, делятся на 2 распространенных типа:

 - "спальные аптеки", которые находятся в спальных районах города. Большее количество клиентов - это постоянные клиенты. Клиенты "спальных аптек"  имеют уровень платежеспособности приближенный к среднегородскому уровню.

- "проходимые аптеки", которые находятся в местах с большим  потоком  людей. Клиентов такого типа аптек можно назвать "транзитными".

 По отношению к ассортиментной политики у вышесказанных типов аптек, в связи с их схожестью, можно выделить ряд преимуществ.

 Типичные  "спальные" аптеки. Ассортиментная политика.

Для  " спальных" аптек  свойственно следующее:

- небольшое, но постоянное количество клиентов, 2000-5000 человек ( в процентом соотношении соответственно 80% - 90%) - это местные жители спальных районов;

- доминирующее число клиентов, для которых одной из основных целей является свести к минимуму свои затраты, что приводит к более тщательному контролю цен. Численность пенсионеров по отношению к основным клиентам  " спальных" аптек  в среднем превышает в 2 раза, чем в " проходимых " аптеках.

В связи с такой спецификой можно выделить следующие моменты в ассортиментной политике:

  • • имеет место довольно большое отклонение в статистических данных относительно среднегородского ассортимента за счет половозрастных, социальных и других особенностей покупателей. Пример: разница между долей  пенсионеров среди покупателей спальных аптек и доходами экономически активных покупателей может колебаться в районе +/- 30% (и выше) по отношению к среднегородскому уровню. Для достижения высокого уровня ассортимента немаловажными являются контроль дефектуры, контроль неликвидных товарных позиций, опросы покупателей;
  • • в связи с относительно небольшим разнообразием требований клиентов, финансово-эффективная ниша постоянного лекарственного ассортимента крайне редко бывает выше 10%-20% по сравнению с  уровнем среднего общегородского показателя;
  • • с коммерческой точки зрения, оправданная часть парафармации в силу потребительских предпочтений,  а также экономности клиентов, очень редко может превышать среднегородской уровень больше чем на 10% - 20%.

 Типичные  " проходимые " аптеки. Ассортиментная политика.

Для " проходимой "  аптеки свойственно следующее:

- за счет разной территориальной принадлежности основного контингента покупателей их спрос довольно разнообразный (на протяжении месяца численность клиентуры "проходимой" аптеки крупного города колеблется в приделах 1-2 тыс. разных клиентов, довольно часто имели место случаи больше 2 тыс.) и как правило, обладает несущественной   фармакотерапевтической спецификой   по отношению к среднегородским.

- большинство экономически активных, в силу этого более платежеспособных покупателей, с высокими потребительскими требованиями: низкая чувствительность к цене, значительно выше число спонтанных (непредусмотренных) покупок.

В связи с такой спецификой можно выделить следующие моменты в ассортиментной политике:

  • • анализ и контроль среднегородского ассортимента имеет весомое значение. Что касается дефектуры, которая не подтверждается показателями по среднегородскому уровню ассортимента, требует особого внимания и контроля, так как зачастую эти показатели относительные из-за спроса случайных клиентов;
  • • более эффективнее - это поддержание лекарственного ассортимента общей широты, который на 30%-50% (и выше) среднегородского уровня;
  • • действенная часть парафармации зачастую превышает среднегородской показатель на 20%-30% (при условии, что уровень местной конкуренции по косметическим средствам и средствам личной гигиены низкий, так же необходимо брать во внимание и аптечную конкуренцию).

Комментарии (0)

Добавить комментарий